Памятка по предотвращению случаев получения и вымогательства взяток Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает два вида преступлений, связанных со взяткой: •получение взятки (ст. 290); •и дача взятки (ст. 291). Это две стороны одной преступной медали: если речь идет о взятке, это значит, что есть тот, кто получает взятку (взяткополучатель) и тот, кто ее дает (взяткодатель). Получение взятки - одно из самых опасных должностных преступлений, особенно если оно совершается группой лиц или сопровождается вымогательством, которое заключается в получении должностным лицом преимуществ и выгод за законные или незаконные действия (бездействие). Дача взятки - преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или незаконных действий (бездействия), либо предоставлению, получению каких-либо преимуществ в пользу дающего, в том числе за общее покровительство или попустительство по службе. ВЗЯТКОЙ МОГУТ БЫТЬ: Предметы - деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, продукты питания, видеотехника, бытовые приборы и другие товары, квартиры, дачи, загородные дома, гаражи, земельные участки и другая недвижимость. Услуги и выгоды - лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости. Завуалированная форма взятки - банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего долга, оплата товаров, купленных по заниженной цене, покупка товаров по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику, его родственникам, друзьям, получение льготного кредита, завышение гонораров за лекции, статьи, и книги, «случайный» выигрыш в казино, прощение долга, уменьшение арендной платы, увеличение процентных ставок по кредиту и т.д. КТО МОЖЕТ БЫТЬ ПРИВЛЕЧЕН К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ? Взяткополучателем может быть признано только должностное лицо - представитель власти или чиновник, выполняющий организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Представитель власти - это государственный чиновник любого ранга - сотрудник областной или городской администрации, мэрии, министерства или ведомства, любого государственного учреждения, правоохранительного органа, воинской части или военкомата, судья, прокурор, следователь и т.д. Лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции - это начальник финансового и хозяйственного подразделения государственного и муниципального органа, ЖЭКа, член государственной экспертной, призывной или экзаменационной комиссии, директор или завуч школы, ректор ВУЗа и декан факультета и т.д. ЧТО ТАКОЕ ПОДКУП? «Взятка» лицу, выполняющему управленческие функции в различных органах власти, коммерческих и некоммерческих предприятиях и организациях, руководящему функционеру политической партии и т.д. - в Уголовном кодексе Российской Федерации именуется коммерческим подкупом (ст. 204). НАКАЗАНИЕ ЗА ВЗЯТКУ И КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП Получение взятки рассматривается Уголовным кодексом Российской Федерации, как более общественно опасное деяние, нежели дача взятки. Получение взятки (ст. 290): ПреступлениеНаказание Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, с вымогательством или в крупном размере (свыше 150 тыс. руб.).•лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет; •штраф в размере до одного млн. руб. либо без такового; •штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет. Совершение преступления лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, главой органа местного самоуправления.•лишение свободы на срок от пяти до десяти лет; •лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Получение взятки должностным лицом за незаконные действия (бездействие).•лишение свободы от трех до семи лет; •лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Получение взятки за действия, которые входят в служебные полномочия должностного лица•лишение свободы на срок до пяти лет; •лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет; •штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб.; •штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет. Совершение преступления в особо крупном размере (свыше 1млн. руб.).•лишение свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки; •штраф в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Дача взятки (ст. 291): Преступление Наказание Дача взятки должностному лицу лично или через посредника •штраф в размере до 200 тыс. рублей; •штраф в размере заработной платы или иного дохода за период до восемнадцати месяцев; •исправительные работы на срок от одного года до двух лет; •арест на срок от трех до шести месяцев; •лишение свободы на срок до трех лет. Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие) •штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей •штраф в размере заработной платы или иного дохода за период от одного года до трех лет •лишение свободы на срок до восьми лет. Коммерческий подкуп (ст. 204): Преступление Наказание Передача денег и оказание услуг имущественного характера одним лицом •штраф в размере до 200 тыс. руб. •штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, •лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет, •ограничение свободы на срок до двух лет, •лишение свободы на срок до трех лет. Передача денег и оказание услуг имущественного характера группой лиц •штраф в размере от 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб. •штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, •ограничение свободы на срок до четырех лет, •арест на срок от трех до шести месяцев, •лишение свободы на срок до четырех лет . Получение денег и пользование услугами имущественного характера одним лицом без вымогательства •лишение свободы на срок досеми лет; •лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет; •штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб.; •штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет; Получение денег и пользование услугами имущественного характера по предварительному сговору или сопряженное с вымогательством •лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет; •штраф в размере до 1 млн. руб.; •штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет; •лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. ВЗЯТКА ИЛИ ПОДКУП ЧЕРЕЗ ПОСРЕДНИКА Взятка или коммерческий подкуп нередко осуществляются через посредников — подчиненных сотрудников или специально нанятых для этого лиц, которые рассматриваются Уголовным кодексом Российской Федерации как пособники преступления. Гражданин, давший взятку или совершивший коммерческий подкуп, может быть освобожден от ответственности, если: •установлен факт вымогательства; •гражданин добровольно сообщил в правоохранительные органы о содеянном. Не может быть признано добровольным заявление о даче взятки или коммерческом подкупе, если правоохранительным органам стало известно об этом из других источников. Заведомо ложный донос о вымогательстве взятки или коммерческом подкупе рассматривается Уголовным кодексом Российской Федерации как преступление и наказывается лишением свободы на срок до шести лет (ст. 306). Взятка может быть предложена как на прямую («если вопрос будет решен в нашу пользу, то получите………»), так и косвенным образом. НЕКОТОРЫЕ КОСВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВЗЯТКИ: 1. Разговор о возможной взятке носит иносказательный характер, речь взяткодателя состоит из односложных предложений, не содержащих открытых заявлений о том, что при положительном решении спорного вопроса он передаст ему деньги или окажет какие-либо услуги; никакие «опасные» выражения при этом не допускаются. 2. В ходе беседы взяткодатель, при наличии свидетелей или аудио, видеотехники, жестами или мимикой дает понять, что готов обсудить возможности решения этого вопроса в другой обстановке (в другое время, в другом месте). 3. Сумма или характер взятки не озвучиваются; вместе с тем соответствующие цифры могут быть написаны на листке бумаги, набраны на калькуляторе или компьютере и продемонстрированы потенциальному взяткополучателю. 4. Взяткодатель может неожиданно прервать беседу и под благовидным предлогом покинуть помещение, оставив при этом папку с материалами, конверт, портфель, сверток. 5. Взяткодатель может переадресовать продолжение контакта другому человеку, напрямую не связанному с решением вопроса. Признаки коммерческого подкупа аналогичны признакам взятки. ВАШИ ДЕЙСТВИЯ В СЛУЧАЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЛИ ВЫМОГАТЕЛЬСТВА ВЗЯТКИ •вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться взяткодателем (взятковымогателем) либо как готовность, либо как категорический отказ принять (дать) взятку; •внимательно выслушать и точно запомнить предложенные Вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, форма коммерческого подкупа, последовательность решения вопросов); •постараться перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы и предложить хорошо знакомое Вам место для следующей встречи; •не берите инициативу в разговоре на себя, больше «работайте на прием», позволяйте потенциальному взяткополучателю (взяткодателю) «выговориться», сообщить Вам как можно больше информации; •при наличии у Вас диктофона постараться записать (скрытно) предложение о взятке или ее вымогательстве. ЧТО СЛЕДУЕТ ВАМ ПРЕДПРИНЯТЬ СРАЗУ ПОСЛЕ СВЕРШИВШЕГОСЯ ФАКТА ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЛИ ВЫМОГАНИЯ ВЗЯТКИ? Уведомить письменно начальника УФМС России по г. Москве через отдел противодействия коррупции, зонального контроля и проведения служебных проверок УФМС России по г. Москве. ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ! Устные сообщения и письменные заявления о преступлениях принимаются в правоохранительных органах независимо от места и времени совершения преступления круглосуточно. В дежурной части органа внутренних дел, приемной органов прокуратуры, Федеральной службы безопасности Вас обязаны выслушать и принять сообщение в устной или письменной форме, при этом Вам следует поинтересоваться фамилией, должностью и рабочим телефоном сотрудника, принявшего сообщение. Вы имеете право получить копию своего заявления с отметкой о регистрации его в правоохранительном органе или талон-уведомление, в котором указываются сведения о сотруднике, принявшем сообщение, и его подпись, регистрационный номер, наименование, адрес и телефон правоохранительного органа, дата приема сообщения. В правоохранительном органе полученное от Вас сообщение (заявление) должно быть незамедлительно зарегистрировано и доложено вышестоящему руководителю для осуществления процессуальных действий согласно требованиям Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Вы имеете право выяснить в правоохранительном органе, которому поручено заниматься исполнением Вашего заявления, о характере принимаемых мер и требовать приема Вас руководителем соответствующего подразделения для получения более полной информации по вопросам, затрагивающим Ваши права и законные интересы. В случае отказа принять от Вас сообщение (заявление) о даче взятки Вы имеете право обжаловать эти незаконные действия в вышестоящих инстанциях (районных, областных, республиканских, федеральных), а также подать жалобу на неправомерные действия сотрудников правоохранительных органов в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, осуществляющую прокурорский надзор за деятельностью правоохранительных органов и силовых структур.
  • Образец договора на оказание платных образовательных услуг в сфере дополнительного образования в МБОУ "Центр образования"
Памятка о привлечении добровольных пожертвований Добровольными пожертвованиями физических и (или) юридических лиц образовательным учреждениям являются добровольные взносы родителей, спонсорская помощь организаций, учреждений, предприятий, любая добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Добровольные пожертвования физических и (или) юридических лиц привлекаются образовательными учреждениями края в целях восполнения недостающих учреждению бюджетных средств для выполнения уставной деятельности. Добровольные пожертвования могут привлекаться образовательным учреждением как от родителей детей, обучающихся в данном образовательном учреждении, так и от других физических и юридических лиц, изъявивших желание осуществить благотворительную помощь. При этом осуществляться она должна в соответствии с заключенными на основании законодательства Российской Федерации договорами «О благотворительной деятельности». Администрация образовательного учреждения в лице уполномоченных работников (директора, его заместителей, педагогических работников и других) вправе обратиться за оказанием спонсорской по мощи образовательному учреждению как в устной (на родительском собрании, в частной беседе), так и в письменной (в виде объявления, письма) форме. Пожертвования физических или юридических лиц могут привлекаться образовательным учреждением только на добровольной основе. Отказ в оказании спонсорской помощи или внесении добровольных пожертвований не может сопровождаться какими-либо последствиями для детей. Не допускается принуждение граждан и юридических лиц в каких-либо формах, в частности путем: - внесения записей в дневники, тетради обучающихся, воспитанников, в том числе находящихся в родственных, семейных и приятельских отношениях с жертвователями о необходимости внесения денежных средств и (или) товаров и материалов; - принятия решений родительских собраний, обязывающих внесение денежных средств; - занижения оценок обучающимся, воспитанникам в случае неоказания их родителями (законными представителями) помощи в виде денежных средств и т.д. При обращении за оказанием помощи образовательное учреждение обязано проинформировать физическое или юридическое лицо о целях привлечения помощи (осуществление текущего ремонта, укрепление материальной базы, проведение мероприятий по укреплению здоровья детей и т.д.). Спонсорская или благотворительная помощь может выражаться в добровольном безвозмездном личном труде родителей по ремонту помещений образовательного учреждения, оказании помощи в проведении мероприятий и т.д. Расходование привлеченных средств образовательным учреждением должно производиться в соответствии с целевым назначением взноса. Использование привлеченных средств должно осуществляться на основе сметы расходов, трудового соглашения и актов выполненных работ. Прием средств производится на основании письменного заявления благотворителя на имя руководителя образовательного учреждения и договора пожертвования, заключаемого в установленном порядке, в котором должны быть отражены: - сумма взноса; - конкретная цель использования средств; - реквизиты благотворителя; - дата внесения средств. Добровольные пожертвования могут быть переданы учреждению в наличной форме, по безналичному расчету, в натуральном виде, в форме передачи объектов интеллектуальной собственности, с обязательным отражением в учетных регистрах. Передача денег в наличной форме осуществляется в соответствии с письменным заявлением лица, передающего средства. При передаче денежных взносов по безналичному расчету в платежном документе должно быть указано целевое назначение взноса. Добровольные пожертвования предприятий, организаций и учреждений, денежная помощь родителей вносятся через учреждения банков и должны учитываться на текущем счете по специальным средствам с указанием целевого назначения взноса. Общественные органы, органы школьного самоуправления в соответствии с их компетенцией могут осуществлять контроль за переданными учреждению средствами. Администрация учреждения обязана представить отчет об использовании добровольных пожертвований по требованию органа общественного самоуправления. При привлечении добровольных взносов родителей на ремонт образовательного учреждения и другие расходы, связанные с деятельностью учреждения, администрация обязана представлять письменные отчеты об использовании средств, выполнении работ совету учреждения или другому общественному органу для рассмотрения на классных собраниях, общешкольных конференциях и т.д. К добровольному сбору денежных средств от родителей (законных представителей) на организацию горячего питания обучающихся пункты данной Памятки не относятся. Не допускается использование добровольных пожертвований образовательным учреждением на цели, не соответствующие уставной деятельности и не в соответствии с пожеланием лица, совершившего пожертвование. Ответственность за целевое использование добровольных пожертвований несет руководитель образовательного учреждения. Орган управления образованием несет ответственность за осуществление контроля за работой по использованию подведомственными учреждениями добровольных пожертвований в соответствии с Положением (Порядком), принятым образовательными учреждениями.